[Company Logo Image] Оркин Олег  (1949-1999)
На этой страничке вы сможете ознакомиться с работами Олега, с некоторыми фактами его биографии в рассказах родных и друзей.
 
 

Жизнь и Искусство

Прихожу в знакомый дом. Навстречу - волна тепла и любви. В идеальной среде обитания цветы выглядят как ухоженные дети. Под потолком безмятежны розовые шапки олеандра, самовлюбленны амазонские лилии. Затаил до срока свою страсть "декабрист". Бело-розовый амариллис благословил своим цветением весну 2000 года. Экзотичны и капризны мирт, олива, кофейное дерево. Декоративный клен вытянулся до потолка и мягко склонил ветки-руки к постели, каждую минуту надеясь, что сейчас голова его повелителя коснется подушки и он заснет. Так было прежде каждый день. Но однажды что-то произошло и уснув, их повелитель не смог проснуться. А здесь все застыло в ожидании чуда, чтобы радостно встрепенуться при его появлении.

4 августа 1999 года ушел из жизни один из ярких представителей группы художников-ювелиров Санкт-Петербурга периода 1970-2000-х годов. Олег Оркин не дожил до 50-тилетия десять дней. Он был человеком, одаренным множеством талантов, увлеченным различными видами деятельности, и особенно проявивший себя в ювелирном искусстве. А еще он был просто человеком, который всегда собирал вокруг себя много самых различных людей и всем дарил теплоту своей души. Какой же был этот человек и художник или наоборот?
Олег с родителями.
Из автобиографии:
"...Я, Оркин Олег Исаакович, родился 15 августа 1949 года, русский, образование высшее. Отец Оркин Исаак Ильич (1903-1977гг.) - служащий; мать Оркина (Коузова) Клавдия Александровна (1913 г.р.) - домашняя хозяйка. В 1966 году окончил среднюю школу № 366 г. Ленинграда. В 1970 году начал работать в области декоративно-прикладного искусства..."

Кроме Олега в семье было еще трое детей. В школе он учился легко и успешно закончил  физико-математическую школу. В школьные годы у него было множество увлечений: он хорошо рисовал, стал заниматься авиа- и судомоделированием. Из вороха стружек на его столе  вдруг появлялись миниатюрные копии старинных парусников, выполненные из дерева. Сейчас дома не сохранилось ни одной из них, все подарены друзьям.
После окончания школы Олег поступил в Ленинградский кораблестроительный институт и одновременно стал профессионально заниматься судомоделизмом. Он строил не только настольные копии кораблей, но и спортивные модели, успешно участвовал во всесоюзных соревнованиях, стал мастером спорта по судомоделизму. Продолжением этой деятельности стала работа в клубах, домах пионеров. Олег обучал детей авиа- и судомоделированию, возил на соревнования и сам принимал в них участие.
И вдруг, неожиданно для всех, в студенческие годы появилось новое увлечение- ювелирное искусство, и все отошло на второй план, как оказалось, навсегда. Что было толчком к изготовлению первого кольца? Может быть, это мешочек солнечных камней янтаря, собранных под Калининградом, или желание сделать подарок жене, или что-то другое, что зрело в нем много лет. Следуя своей привычке все объяснять, мы с легкостью находим "ген", пришедший со стороны отца. Родители и два брата отца были часовых дел мастерами, а третий брат - ювелиром.
Кораблестроительный институт закончен не был. Олег рано женился, в 19 лет. Вскоре родилась дочь, которую он назвал по имени жены Таней. "Бедный студент" стал обеспечивать семью ювелирным ремеслом. Его работы охотно принимали в единственный в городе салон, где художники могли продавать свои изделия - "Лавку художника". Работы быстро раскупались, как будто люди давно ждали ювелиров, несущих новую эстетику в старое ремесло. Сначала это были кольца, броши, колье, кулоны со вставками из янтаря. Затем Олег освоил обработку различных полудрагоценных камней и стал оригинально использовать в украшениях аметистовые и морионовые "щетки".
Наступили 70-е годы, а с ними и новый всплеск в развитии ленинградского ювелирного искусства. "Новые" ювелиры шли в искусство через освоение ремесла. Взлет Олега от ремесла к искусству был молниеносным. В 1973году его работы прошли художественный совет при Ленинградском объединении Союза художников СССР  (СХ СССР) и были представлены на весенней и осенней выставках ленинградских художников. Это был неординарный случай для такой закрытой организации, как СХ СССР.
У Олега не было высшего художественного образования. Но его работы, такие как комплект из аметистовой щетки "Чертополох", кольцо "Веснушка"
(авантюрин в причудливой оправе из латуни, меди и мельхиора)
бесспорно свидетельствовали о мастерстве и таланте автора. Олега поддержали ведущие художники секции декоративно-прикладного искусства (ДПИ) Союза художников: А.Г. Скрягин, Ю.И. Паас-Александрова, В.П. Игнатьева, В.Г. Поволоцкая.
В 1974г. Олег был принят в Творческое объединение молодых художников и искусствоведов при Союзе художников. Его работы стали закупаться Министерством культуры и Художественным фондом РСФСР. Неожиданные даже для самого Олега творческие успехи происходили на фоне совсем непростой жизни. До 1979г. Олег работал и жил с семьей в одной комнате коммунальной квартиры, где подрастала маленькая дочь. Только после приобретения отдельной квартиры у него появилась возможность одну из комнат выделить под мастерскую. Художники, не состоявшие в рядах СХ СССР, не имели права на  получение мастерской в виде отдельного помещения в фонде города.
 После того, как он ушел из Кораблестроительного института, его постоянно хотели забрать в армию. Только сильное сопротивление, в какой-то мере везение и стечение обстоятельств позволило ему избежать армейских рядов. Кроме работы в области ювелирного искусства, он вынужден был работать в самых разных организациях (неработающий в государственных организациях мужчина в советское время считался тунеядцем и преследовался по закону). Перечисление профессий Олега заняло бы целую страницу. Но, в основном, это была работа в детских кружках: судомодельном, авиамодельном, декоративно-прикладного искусства, а также работа в школе учителем рисования.
С 1975 по 1980 год Олег участвовал в 21 выставке. Часть работ со всех юбилейных ленинградских и всесоюзных выставок была передана во Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, г. Москва; Загорский государственный историко-художественный музей-заповедник; Русский музей, г. Санкт-Петербург; музеи г. Кемерово и г. Усть-Каменогорска (Казахстан).
В 1978г. Олег был принят в состав Ленинградской организации Союза художников (ЛОСХ) с неоконченным высшим техническим образованием по рекомендации членов СХ СССР Ю.И. Паас-Александровой, В.П. Игнатьевой и О.Л. Некрасовой-Каротеевой. Однако московская организация не утвердила это решение, несмотря на еще одно повторное решение о приеме по рекомендации А.Г. Скрягина и М.К. Аникушина. Олег, как и любой художник, болезненно воспринимал сложившиеся обстоятельства. Но пока он был членом Творческого объединения молодых художников и искусствоведов, его работы принимали на все художественные выставки как в Ленинграде, так и в Москве (список выставок). За этим списком гигантский труд, в который Олег вкладывал свое сердце и талант. Иначе он работать не мог.
Работая в замкнутом пространстве своей квартиры, у Олега появилось новое увлечение - цветы. И его квартира превратилась в оранжерею. Одно время, в период "хождения по мукам" из-за вступления в Союз художников, Олег решил изменить профессию и стать специалистом по садово-парковому хозяйству. Он даже поступил в Лесотехническую академию, т.к. сдать вступительные экзамены в любой технический вуз ему не представляло особого труда. Скоро понял, что настоящие садовники стране победившего социализма тоже не нужны. Но всю жизнь его настольными книгами были "Комнатное цветоводство" (он знал все латинские названия своих комнатных питомцев), а перед сном - сказки П.П. Бажова, Г.- Х. Андерсена, иногда - А.П. Чехов и произведения братьев Стругацких ("Пикник на обочине" - одно из самых любимых).
Олег был своеобразный человек. Он никогда не читал политических статей в газетах, как обычно любят делать мужчины; политикой интересовался вскользь, по телевизору. Не стремился к путешествиям, может быть потому, что очень любил тот маленький мирок, который создал сам: жену, дочку и цветы, требовавшие постоянного ухода. Один раз он ездил в Варшаву, где жил  знакомый  художник - ювелир Marek Huculak, назвавший сына в честь Олега. В течение той недели Олег думал только о том, как бы поскорей вернуться домой. Он очень уставал вне дома, беспокоясь о состоянии своих комнатных питомцев.
В 80-е годы направление ювелирного творчества Олега изменилось. Случайно занесенный в его дом и редко используемый ювелирами в тот период времени необычный моховой (пейзажный) агат дал начало разработке новой темы. К зональной выставке ленинградских художников 1980 года он сделал серию работ: колье "Рассвет", подвесы "Цветение" и декоративную композицию "Туманы". В первых работах с пейзажным агатом Олег стремился достичь мастерства признанного художника-ювелира, Юты Иоханнесовны Паас-Александровой. Олег боготворил ее как художника, чувствующего душу камня и считал своим учителем.

Из статьи "Неистощимость выдумки" Г. Габриэль, "Смена", 10.10.80г.

...В работах О. Оркина заметно стремление максимально выявить природную красоту камня - мохового агата с удивительно красивой фактурой. Очень тактично художник обрамляет камень с причудливыми узорами, напоминающими то цветущую ветку дерева, то осенний лес, то застывшие озера. А.Ю. Паас-Александрова в комплекте миниатюрных шкатулок из янтаря полностью подчиняет металл естественной форме камня...

С тех пор прошло 20 лет. Время показало, что новые работы Олега возродили интерес ювелиров к пейзажному агату, многие художники стали его широко использовать в своих произведениях. Каменные миниатюры из этого уникального минерала занимают значительное место на всех ювелирных выставках, продолжая поражать зрителей красотой каменных пейзажей природы. Однако после того, как пейзажный агат приобрел столь большую популярность, Олег перестал применять его как основу своих ювелирных композиций в разнообразных оправах из металла, а использовал этот камень только как вспомогательный декоративный элемент, требующий особого композиционного решения совместно с металлом.
Значительным событием  творческой жизни художников-ювелиров Ленинграда, и Олега в том числе, была серия выставок "Ювелирная пластика" (1983-1985гг.), организованная самими художниками в "Голубой гостинной" ЛОСХа. Выставочными работами считались не украшения, а пространственные декоративные композиции и минискульптура, выполненные с использованием ювелирной техники.
Известный искусствовед Г. Габриэль писала:
"...По сути это был "бунт" ювелиров против ограниченности их творчества рамками дамской ювелирки , против узких представлений о традициях ювелирного искусства, которые, как они убедились на практике, значительно шире и глубже, чем просто изготовление украшений. Тогда впервые собрались вместе большинство художников-ювелиров города, мэтры и молодые, объединенные общей идеей, продемонстрировали свой мощный творческий потенциал..."
 С начала 80-х годов Министерство культуры и Художественный Фонд РСФСР уже не заключали договора с Олегом из-за отсутствия у него статуса члена СХ СССР. По этой же причине магазин "Лавка художника" перестал принимать его работы. Олег вынужден был перейти на частные заказы, исполнение которых становилось все более ювелирно изысканным. С каждым заказчиком он подолгу беседовал, стараясь найти более точное  художественное выражение его пожеланий, стиля, вкуса. Олег был совершенно не способен к тиражированию своих произведений. Все работы отличались своими художественными особенностями, индивидуальностью и могли быть  представлены на выставке (см. фото стр.  ). Большинство изделий Олег выполнял из серебра - металла, с которым, как он говорил, "приятно работать". Изредка работал с  золотом; не любил этот желтый металл и просто боялся. Работа с золотом в те годы была монополией государства и уголовно наказуема для индивидуальных исполнителей.
Многие, кто побывал в доме Олега и носил сделанные им ювелирные украшения, оставались друзьями на многие годы. К сожалению, 15 "перестроечных " лет разобщили людей, и оказалось очень трудно найти многих бывших заказчиков, чтобы полнее представить работы  Олега  тех лет. Многие из ювелирных композиций вместе с хозяевами отбыли за пределы России. Наиболее значительными произведениями тех лет, которые отбыли за границу, были следующие:
* "Композиция с веткой боярышника" - ваза, флакон, шкатулка, поднос, выполненные из серебра (частная коллекция, Нью-Йорк, США, 1989г.);
* брошь "Память о Петербурге" - мельхиор, пейзажный агат (частная коллекция, Израиль, 1990г.);
* комплект украшений "Родонитовый" - серьги, подвес (частная коллекция, Бостон, США, 1991г.).
Но жизнь складывалась так, что Олег со временем стал задумываться о получении высшего художественного образования. И в 38 лет он с легкостью поступает на художественно-графический факультет Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, а в  1992 году  успешно заканчивает учебу.
Пять лет, проведенные в стенах вуза были плодотворным временем. Снова, как в школе, он стал увлекающимся мальчишкой. Продолжая работать в области ювелирного искусства, он немножко увлекся живописью. Его живописные работы теперь украшают его квартиру и дома его друзей. Мир Олега - его дом - наполнился студенческой молодежью. Для студентов он стал мудрым старостой курса и доброй душой компании. Через 3 года поступила  на художественно-графический факультет дочка Таня. Студенты ее группы тоже стали частыми гостями их дома. Праздновали свои победы, очередные сессии, делились проблемами, иногда вместе работали.
Годы учебы завершились дипломной работой - декоративной настенной композицией "Времена года" (триптих), выполненной из меди, стали, бронзы, никеля , яшмы и агата. На эту работу оказало влияние участие Олега в выставке "Ювелирная пластика", и она стала одной из самых значительных за  последнее десятилетие жизни мастера.
За год до окончания университета в 1991 году Олег снова поступал в Союз художников России и был принят без всяких проблем. К сожалению, годы учебы, несмотря на плодотворность и некоторую полезность, отняли много сил и времени, которого, как оказалось, и так оставалось мало. Высшее образование, как впрочем и долгожданное достижение цели - поступление в Союз художников, нужны были Олегу больше психологически. Он привык работать в домашней мастерской, а творческие и жизненные проблемы в условиях новой экономической жизни страны не помогало решать никакое творческое объединение.
Последние 10 лет были самыми трудными в жизни Олега. Пресс экономического кризиса сдавил множество людей, и Олег не был исключением. Людям стало не до украшений. Произошли в эти годы и радостные события: замужество дочери, рождение внучки Аленки. Но жизнь превратилась в борьбу за выживание. И в этой борьбе Олег не побеждал. Хоть дом и оставался для него последним бастионом, где жила  теперь его  большая семья.
За короткий промежуток времени он научил зятя, Максима Болотова, азам ювелирного искусства, и они стали работать вместе, пытаясь прокормить семью. Но к тому времени совершенно обесценились ювелирные изделия. Кроме того, надо было снова решать жилищную проблему. Конечно, заниматься творческой деятельностью он уже не мог. Его искусство требовало размеренного образа жизни, сосредоточенности и внутреннего душевного спокойствия, а он ощущал зияющую пустоту. В эту пустоту безвозвратно уходили близкие люди и его друзья, по которым он очень тосковал.
К счастью, Татьяна и Максим приспособились к реалиям нового времени и стали вполне самостоятельными людьми. Большой радостью для Олега было увлечение его дочери искусством фитодизайна - оформление интерьеров букетами из сухих и живых цветов, изготовление коллажей. А Максим из студента физико-технического факультета "переквалифицировался" в менеждера, руководителя фирмы. В последние годы жизнь стала входить в прежнее русло, опять время от времени было востребовано его ювелирное мастерство, у Олега появились частные заказы. Он стал принимать участие в жизни Союза художников, вернулся к выставочной деятельности.
Были и творческие удачи:
- настольная композиция "Ужин при свечах"( фужер "Для нее", фужер  "Ему", подсвечник, шкатулка ) - совместная работа с художником-ювелиром Григорием Леонтьевым;
- дамская пепельница для сумочки из перламутровой раковины с жемчугом и бирюзой;
- комплект "Мелодия" (серьги, кольцо, кулон) сочетает тонкую ювелирную работу и современный дизайн.
Последней работой Олега стала композиция "Рабочее место А.С. Пушкина", представленная на выставке, посвященной 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина. Центром ее было гусиное перо, выполненное из серебра. Олег искал красивое птичье перо, чтобы сделать похожее.Нашел и за один вечер сотворил изящное серебряное чудо. Кажущееся невесомым, оно на самом деле было большое и тяжелое. С ним его и похоронили.
 

на главную страницу
 
 
 
 
 
 

Hosted by uCoz